Центр детской нейропсихологии и развития, г. Иркутск
Запись на приём
+7 (3952) 71-60-91
+7 (3952) 71-60-91 | hello@plus-center.ru   
г. Иркутск
Центр детской нейропсихологии и развития
Запись на приём

Музыка развивает интеллект



44тв.jpg

Музыка – это вся наша окружающая среда. Пение птиц, журчание ручья, шум листвы, скрип дверей, пение мамы, мурлыканье кота… Это самая естественная, но в то же время самая интересная и эмоционально насыщенная развивающая среда..

Мы, родители, хотим максимально развить

  • речь ребёнка

  • его творческий потенциал

  • скоростные реакции и мыслительные процессы.

Мы хотим чтобы наш малыш был умным, активным и успешным.

Что нужно для речи?

  • хорошее дыхание – а это пение.

  • различать звуки и правильно их произносить – игра на музыкальных инструментах и звуки окружающей среды (развитие тембрового слуха).

  • мелкая моторика, тактильная система, внимание и мышление – игра на музыкальных инструментах, игра звуками собственного тела, предметного мира и природы из которых рождается музыка.

Что нужно, чтобы ребенок творчески мыслил?

  • движения, танцы и образные персонажи (лисичка, медведь, кошечка…)

  • изготовление музыкальных инструментов своими руками из окружающих предметов

Как развить скоростные реакции и мыслительные процессы?

Чем больше ребёнок слушает музыку, знает образов, звуков, движений, различных ощущений, чем быстрее он может реагировать на изменение ситуаций, тем свободнее и быстрее он может создавать новые образы и возможности для достижения своих целей.

Музыка улучшает работу психических функций ребёнка

После проведения большого количества исследований было установлено, что при использовании музыки значительно улучшается работа психических функций ребёнка. Вся деятельность нашего организма зависит от работы мозга, а соответственно связана со скоростью восприятия и обработкой информации. Развитие мозговых структур зависит от воздействия сенсорных потоков.

Учёные указывают, если ребёнка с момента рождения оставить без сигналов внешнего мира, то у него полностью бы отсутствовали психические функции. Сенсорный приток просто необходим для того, чтобы развивать психическое восприятие и чувства к внешним факторам. Очень важно и необходимо давать детям как можно больше информации об окружающем мире.

Музыка – по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развивать ребёнка.

Через музыкальный опыт углубляется и «подключается» к общению слуховое, зрительное и тактильное восприятие, а также двигательный контроль и способность осваивать пространство. Такой опыт нацелен на активизацию многих психических и когнитивных процессов, а также развитие эмоциональной сферы ребёнка. Музыкальный опыт помогает ребёнку обнаружить в себе творческие возможности, выразить себя через звуки.

Музыкальная деятельность развивает музыкально-сенсорные способности у детей.

А значит, улучшается работа психических функций ребёнка, т.е. повышается интеллект.

Кому показаны занятия?

Дети имеющие:

  • Задержку психического развития

  • Аутизм

  • Особенности развития

  • Проблемы поведения

  • Моторные нарушения

  • Нарушение речи

  • Частые болезни

  • Трудности общения

  • Сниженную самооценку

  • Застенчивость

Все занятия имеют как групповую так и индивидуальную формы работы.

Цели, которые реализует музыка


12тв.jpg

  • позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить (активизировать), настроить, заинтересовать;

  • помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребёнка;

  • повышает самооценку на основе самоактуализации;

  • способствует отреагированию чувств;

  • способствует установлению и развитию межличностных отношений;

  • развивает эмпатические способности;

  • формирует ценные практические навыки – игры на музыкальных инструментах;

  • помогает занять ребёнка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами. Движением под музыку. Импровизацией на музыкальных инструментах;

  • увлекает и оказывает сильное успокаивающее действие на большинство гиперактивных детей;

  • замкнутые скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми.

  • улучшается речевая функция.


25тв.jpg


Существует несколько известных концепций музыкального воспитания детей,

которые стали основой для разработки различных методик и программ. Одной из самых известных и распространённых концепций, которые применяются более чем в 40 странах, является концепцией немецкого композитора , театрального деятеля и педагога Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей.»

https://ru.wikipedia.org/wiki/Орф,_Карл

Слово «Schulwerk» было придумано самим К.Орфом, обозначает оно обучение в действии.

Основным предназначением Шульверка – является первичное приобщение детей к музыке, независимо от их таланта.

Основной смысл концепции «Учимся, делая и творя». Дети познают музыку в реальном мире в процессе музицирования, создавая и исполняя музыку вместе, не ограничиваясь рамками классической музыки.


Основная цель этой системы – раскрытие в ребёнке творческого начала, которое ему дала природа.

Главным здесь является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения.

К.Орф ввёл термин «элементарное музицирование» процесс, который состоит из нескольких элементов: пение, игра на инструментах, движение и импровизация.

Суть данной методики – раскрытие музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.

Элементарная музыка – это игра звуками детских музыкальных инструментов, человеческого тела, шумами предметного мира и природы, из которых рождается музыка.

Очень важное внимание в системе Орфа уделяется музицированию «звучащими жестами»

Звучащие жесты – это игры звуками своего тела: притопывание ногами, шлепки по бёдра- груди, хлопки, щелчки пальцами. Это четыре природных инструмента, четыре основных тембра. Звучащие жесты являются не только носителями определённых тембров – их исполнение вносит движение в освоение детьми ритма. Это является важным методическим моментов, т.к. ритм осознаётся и осваивается только в движении.

Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов Обладают очень высокой эффективностью.

В построении музыкальных занятий используются элементы системы К.Орфа. Используя эту систему, мы насыщаем, расширяем сенсорное восприятие ребёнка.

Механизмы воздействия музыки на человека

Музыка вызывает у людей определённую вибрацию, которая влечёт за собой психическую реакцию.

Основа музыки – звук. Звук – это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Из специальной литературы известно, что акустический сигнал воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность.

Звук оказывает влияние на несколько параметров:

  • На электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность.

  • На слуховую рецепцию, восприятие. Восприятие музыки осуществляется в основном через слуховую систему.

Древнейшие истоки слухового, а следовательно, и музыкального восприятия восходят к тому непреложному факту, что слух изначально служит ориентирующим инструментом, который информируя о состоянии внешнего мира, эмоционально настраивает человека по отношению к разнообразным внешним воздействиям.

Всякий звук для древнего человека прежде всего семантичен: он несёт информацию о «намерениях» объекта по отношению к человеку – гремит ли гром, журчит ли ручей, хрустнет ли ветка в темноте… Всё вызывает к ответной реакции, побуждает к ответному действию, на которое человека настраивает его непосредственная реакция на звуковую информацию. Эти фундаментальные качества слухового восприятия, отмеченные многими авторами, лежат в основе древнейших музыкальных сигналов, из чего впоследствии возникло музыкальное искусство.

  • На вибротактильную рецепцию, восприятие.

Вибротактильное восприятие основано на работе тактильного анализатора. Он воспринимает разнообразные вибрации, в том числе и возникающие во время музыкально-терапевтического воздействия. Наряду с другими анализаторными системами он помогает организму ориентироваться в окружающей среде.

Музыка и телесные реакции

Слуховое, вибротактильное восприятие сопровождаются в организме человека многочисленными реакциями на телесном уровне.

При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под её частотные и динамические показатели. «Показано, что музыкальный темп, ритм, структурное строение произведения и другие музыкальные факторы могут подчинять себе ритм внутренних физиологические процессов».

Одной из причин физиологического воздействия музыки на человека является то, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.

Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.

Известно множество вегетативных реакций нашего организма на музыку.

Исполнение музыки может создать динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга.

Музыка вызывает и различные двигательные реакции организма. «При слушании музыки у человека возникают различные мышечные пульсации в самых различных областях: в мышцах рук, ног, головы, туловища, в области гортани.»

Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызывает непроизвольное тактирование рукой или ногой, покачивание головой. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, незаметно для себя начинают воспроизводить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки побуждает ребёнка к движению.

В своей книге Д. Кемпбелл указывает, что музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.

Специалисты

Контакты
г. Иркутск, ул. Байкальская, 236-б/4
+7 (3952) 71-60-91
Рассылка

Подписаться на рассылку


Мы в соцсетях
Центр детской нейропсихологии и развития «Я+» 2018 ©