Центр детской нейропсихологии и развития, г. Иркутск
Запись на приём
+7 (3952) 71-60-91
+7 (3952) 71-60-91 | hello@plus-center.ru   
г. Иркутск
Центр детской нейропсихологии и развития
Запись на приём

Программы метода Томатис



Нейросенсорная слуховая стимуляция по методу Томатис имеет несколько программ.

У каждой программы своё название и назначение, чтобы отличать её и использовать с широкой сферой применения.

T = Tinnitus — Звон в ушах

F = Fundamental — Основная (базовая)

E = Emotion — Эмоция

L = Language — Язык         

MA = Memory and Attention — Память и Внимание

Длительность программы F — 52 часа, 26 дней.

Длительность каждой последующей программы — 26 часов, 13 дней.

Помимо широкой сферы применения существует иерархия использования программ, определяемая уровнем вызываемой мобилизации слуховых мышц.

Данная иерархия строится из акустических свойств записей, составляющих каждую программу и др. параметров музыки.

Каждая запись длится 30 минут, характеризуется своими акустическими свойствами и особыми воздействиями на ухо.

Используется три типа музыки: Моцарт, Григорианское пение и Вальсы.

Музыка используется фильтрованная и нефильтрованная.

Фильтрованная музыка — музыка с фильтром на определенных музыкальных частотах. Предназначена для повышения пробуждения коры Головного Мозга и для улучшения обработки звуков речи.

Иерархия программ: T – F – E – L – MA

Все программы воздействуют на определенные участки мозга и интеграционные процессы:

  • Сенсорно-моторный
  • Эмоциональный
  • Лингвистический
  • Когнитивный, исполнительные функции

Программа F

Обычно это первая программа для применения, какой бы не была проблематика клиента. Она является фундаментальной программой. Работает постепенно, на полном спектре частот. Тренирует работу мелких мышц уха. Выстраивает взаимосвязь между слушанием и слышанием. Стимулирует стволовые структуры головного мозга. Стимулирует головной мозг в целом.

Ствол головного мозга (Программа F)

Благодаря функциям ствола головного мозга, человек может думать, осязать, понимать речь и звуки, видеть, совершать движение. Мозг выполняет все жизненно важные функции и процессы, которые совершает человеческий организм. Управляет человек мышцами при помощи силы воли, мышцы получают импульсы из ЦНС и реагируют сокращениями длительными и короткими.

Значение функции ствола мозга, реализующиеся ядрами черепных нервов:

  • двигательное ядро, отвечает за работу мышц глаза и века, а также все рефлексы глаз;
  • парасимпатическое ядро или блокового нерва, отвечает за зрачок и ресничную мышцу;
  • двигательное ядро находится в мосту, следит за жевательной мускулатурой;
  • чувствительные ядра получают импульсы от органов лица, участвуют в рефлексах глотания и чихания;
  • чувствительное ядро одиночного пути отвечает за работу вкусовых рецепторов языка;
  • верхнее слюноотделительное ядро;
  • вестибулярные ядра участвуют в держании равновесия организма;
  • улитковые ядра – слуховые рецепторы;
  • двойное ядро – глотательный рефлекс;
  • чувствительно ядро одиночного пути – пищеварительные рефлексы.

Программа Е

Предназначена для нарушений, связанных с тревожностью.

  • Тревожность
  • Депрессия
  • Злость, раздражительность
  • Стресс
  • Импульсивное поведение

Воздействие на лимбическую систему головного мозга.

Лимбическая система — это серия структур, расположенных в центре мозга и вовлеченных в процессы, касающихся эмоций, обучения и памяти. Одна из З частей лимбической системы называется мозжечковой миндалиной (amugdala). Мозжечковая миндалина является центром эмоциональной памяти.

Лимбическая система (Программа E)

  • Участвует в самых разнообразных проявлениях деятельности организма.
  • Она формирует положительные и отрицательные эмоции со всеми двигательными, вегетативными и эндокринными их компонентами (изменением дыхания, сердцебиения кровяного давления, деятельности желез внутренней секреции, скелетных и мимических мышц и др.).
  • От нее зависит эмоциональная окраска психических процессов и изменения двигательной активности.
  • Она создает мотивацию поведения (определенную предрасположенность). Возникновение эмоций имеет «оценочное влияние» на деятельность специфических систем, так как, подкрепляя определенные способы действий, пути решения поставленных задач, они обеспечивают избирательный характер поведения в ситуациях со многими выборами.

Лимбическая система участвует в формировании ориентировочных и условных рефлексов. Благодаря центрам лимбической системы могут вырабатываться даже без участия других отделов коры оборонительные и пищевые условные рефлексы. При поражениях этой системы затрудняется упрочение условных рефлексов, нарушаются процессы памяти, теряется избирательность реакций и отмечается неумеренное их усиление (чрезмерно повышенная двигательная активность и т. д.). Известно, что так называемые психотропные вещества, изменяющие нормальную психическую деятельность человека, действуют именно на структуры лимбической системы.

Программа L

Направлена на симуляцию межполушарного взаимодействия, речевых центров, коры головного мозга.

Предназначена для проблем, связанных с обработкой речи и языковых проблем.

  • Задержка речевого развития
  • Трудности при анализе звуков и ритмов языка
  • Трудности с чтением
  • Трудности с письмом (почерк и орфография)
  • Беглость речи
  • Изучение иностранных языков

Межполушарное взаимодействие (Программа L)

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Левое полушарие

  • Понимание смысла слов.
  • Понимание смысла музыкальных произведений.
  • Понимание общего содержания картин.
  • Классификация видимых объектов, объединение их в категории.
  • Произвольное запоминание.
  • Формирование понятий о времени, пространстве, причинности.

Правое полушарие

  • Восприятие голоса, интонаций и речи.
  • Восприятие мелодии.
  • Восприятие деталей картин без общего содержания.
  • Изолированное восприятие объектов.
  • Непроизвольное запоминание.
  • Восприятие пространственных отношений предметов.

Программа МА

Предназначена при имеющихся проблемах с памятью и вниманием. Это самая стимулирующая из всех программ. Имеет воздействие на кору головного мозга.

  • Нарушение внимания с гиперактивностью
  • Нарушение концентрации внимания
  • Проблемы с памятью
  • Трудности планирования и организации
  • Нарушение беглости речи

Лобные доли головного мозга (программа MA)

Важная функция лобных долей заключается в том, что она осуществляет контроль и управление в поведении.

  • В лобной доле расположены зоны контроля следующих функций:
  • Нервное ядро (скопление тел специфичных нейронов) двигательного анализатора. Сюда приходят нервные волокна от таламуса (см. первую часть), несущих информацию от рецепторов глубокой чувствительности (проприоцептивных рецепторов).
  • Здесь же расположены области, отвечающие за сознательную регуляцию движений.
  • В лобной доле так же расположен центр письма. Поражение этого центра лобной доли приводит к нарушению навыков письма под контролем зрения (аграфии).
  • Здесь же располагается речедвигательный центр. При его повреждении в правом полушарии нарушается способность менять тембр и интонацию речи. Речь становится монотонной. При повреждении речедвигательного центра лобной доли слева, теряется речевая артикуляция, способность к членораздельной речи (афазия) и пению (амузия). При частичных повреждениях развивается неспособность правильно строить фразы (аграмматизм).
  • В лобной доле располагается обширная ассоциативная зона коры головного мозга, отвечающая за программирование сложного поведения, принятие решений, планирования, анализ полученных результатов, а также волевого (произвольного) поведения. Повреждение этой области, как правило, приводит к полной или частичной утрате ощущения человеком своего «Я» и неминуемо отражается на его жизненных ценностях.
  • Также лобная доля содержит в своем составе центры обонятельного анализатора.

Читать далее


17-т.jpg

Контакты
г. Иркутск, ул. Байкальская, дом 293/3
+7 (3952) 71-60-91
Рассылка

Подписаться на рассылку


Мы в соцсетях
Центр детской нейропсихологии и развития «Я+» 2018 ©