Пьер Салье, директор «Моцартовского центра»
Приблизительно 40 лет назад французский врач отоларинголог Альфред Томатис сделал некоторые удивительные открытия, которые послужили толчком к развитию метода Томатиса. Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение», или «слуховая терапия». Его цель состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания, что улучшает способности к изучению и освоению языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение индивидуума. Метод Томатиса помог тысячам детей, страдающих слуховыми проблемами, расстройствами речи, дефицитом концентрации внимания, аутизмом, а также, страдающими расстройствами моторно-двигательных функций. Его открытия помогли бороться с депрессиями у взрослых, быстрее изучать иностранные языки, преодолевать трудности в общении, увеличить творческий потенциал и работоспособность.
Множество музыкантов, певцов и актёров смогли усовершенствовать собственные профессиональные навыки, используя метод Томатиса. Наконец, многие сообщают о положительных психологических изменениях, таких как обретение уверенности в себе, повышение уровня энергии, большая ясность мышления и ощущение благополучия. Сегодня метод Томатиса используется в более чем 250 центрах во всём мире.
Ухо
Когда мы думаем о наших ушах, мы обычно сосредотачиваемся на процессе слушания. Это, конечно, наиболее очевидная функция, но кроме слушания, ухо выполняет ещё несколько важных функций, которые необходимо рассмотреть. Все они учтены в методе Томатиса. Одна из самых важных функций уха – вестибулярная. Вестибюль принимает участие в управлении равновесием, координацией движений, мышечным тонусом и мускулами наших глаз. Благодаря вестибюлю мы способны ориентироваться в окружающем пространстве. Вестибюль – также важный передатчик сенсорной информации, поступающей от нашего тела в мозг. Дети, которые имеют вестибулярные проблемы, часто испытывают трудности при передаче сенсорной информации. Другая часть внутреннего уха - улитка, она выполняет функцию анализатора звуков, которая является особенно важной для понимания речи. Вестибюль и улитка связаны и действуют как ретрансляционная станция между нервной системой и мозгом, которая отвечает за передачу всей сенсорной информации, Тактильные, зрительные и слуховые сигналы проходят через вестибюль и улитку, но согласно теории Томатиса6 функции уха на этом исчерпываются.
Функции зрения
Томатис также обращает наше внимание на то, что высокочастотные звуки возбуждают мозг, тогда, как низкочастотные, напротив, способствуют утечки энергии. По этой причине высокочастотные звуки он называет «заряжающими звуками» и считает, что звуки с низкой частотой чаще всего утомляют нас. Они вызывают вибрацию внутренних органов, активизируя полукруглые каналы вестибюля. Если эти звуки продолжают поступать в течении долгого времени, они оказывают негативное воздействие на весь организм. Этот эффект можно легко наблюдать у людей, слушающих тяжёлую музыку (реп или рок). С другой стороны произведения Моцарта или Баха оказывают совершенно противоположное действие.
Томатис отмечает, что когда наш мозг «хорошо заряжен», мы можем достичь большого сосредоточения и концентрации, организовываться, запоминать, учиться и работать в течение длительных периодов времени, почти без напряжения. Когда мозг «хорошо заряжен», человек не испытывает недостатка энергии, необходимой для созидания, работы воображения и творчества. Большинство детей или взрослых с хорошим музыкальным слухом получает множество «звуковой энергии» и редко испытывает недостаток сил или чувство депрессии. Гиперактивные дети, которые постоянно двигаются, могут «зарядить» свой мозг через вестибулярные действия. Люди, чей мозг достаточно не «заряжен», вероятно, могут оказаться не готовы к тем проблемам, которое ставит перед ними наше, стремительно развивающееся общество.
Функции слушания
Слушание, а не слышание является первичной функцией уха. Томатис проводит чёткую грань между слушанием и слышанием.
Слышание – пассивный процесс; слушание – активный и он требует от нас использовать наши уши надлежащим способом. Мы можем иметь превосходный слух, но быть плохими слушателями. Множество детей, испытывающих трудности с обучением или дефицит концентрации внимания, имеют превосходный слух, однако не могут читать хорошо или концентрировать своё внимание. Их проблема – неспособность слушать. В результате, они не могут сконцентрироваться и имеют трудности с чтением.
Слушание – это способность воспринимать необходимую информацию, а также способность отфильтровать ненужную информацию. Когда мы чувствуем себя хорошо, мы можем не обращать внимания на различные раздражители, исходящие из внешней среды или непосредственно от нас, это позволяет нам сосредоточить своё внимание и концентрироваться, не испытывая чувства растерянности и беспомощности перед наплывом огромного количества информации. Мы можем сортировать и организовывать эту информацию, определяя её значимость, не испытывая при этом чувства перегруженности. С другой стороны, когда процесс слушания нарушен, возникают проблемы в учёбе, в общении, в социальных навыках. «Обучение слушанию, развитое Томатисом, предназначено восстанавливать способности ушей слушать в более эффективной организованной и сбалансированной манере. Цель состоит в том, чтобы улучшить способность мозга воспринимать и перерабатывать различную информацию, Когда функция слушания расширена или восстановлена, мозг демонстрирует более эффективную способность к восприятию и переработке сигналов, поступающих из окружающей среды»
(Цитируется Paul Madaule, L.P. and Valerie Dejean, O.T., “The Listening Function”)
Доминирующее ухо
К удивлению многих, все мы имеем доминирующее ухо, причём у одних доминирует правое, у других – левое ухо. Те, у кого доминирует правое ухо, способны улавливать и обрабатывать слуховую информацию быстрее, чем люди с доминирующем левым ухом. Поэтому правши способны лучше управлять параметрами собственного голоса и речи: интенсивностью, частотой, тембром, ритмом и потоком предложений. Программа Томатиса позволяет клиентам обучиться использовать своё правое ухо более эффективно, с целью обретения лучшего контроля над голосом. В различных жизненных ситуациях это помогает сохранять самообладание и уверенность в себе.
Взаимосвязь уха и голоса
Говоря о функции уха, нельзя не вспомнить о голосе: они связаны между собой необычным образом. На основе накопленных экспериментальных данных, Томатис в 1953 году представил доклад во Французскую академию наук, в котором устанавливается следующий закон: «Голос воспроизводит только те звуки, которые ухо может услышать»
Как следствие, улучшение слуха приводит к изменению голоса. Это явление можно наблюдать у певцов, имеющих проблемы с голосом. Во многих случаях причиной голосовых проблем являются проблемы со слухом, поскольку ухо не способно проконтролировать точность звука, чтобы воспроизвести его.
Дети с плохим слухом часто имеют проблемы с обучением и обладают монотонными, плоскими, а иногда и резкими голосами. Резкий голос, например, указывает на неспособность анализировать высокие созвучия и на доминирование левого уха. Улучшая слуховые способности и развивая правое ухо ребёнка, можно заметить, как его голос начинает воспроизводить богатый диапазон созвучий, и становится точным, размеренным и быстрым в ответах.
Когда появляется слух
Ещё в начале своей карьеры Томатис утверждал, что зародыш, находясь в утробе матери, слышит и слушает её голос. Научные исследования подтвердили эту идею, которая в настоящий момент является непреложной истиной.
Ухо зародыша начинает полноценно функционировать в четыре с половиной месяца. Генри Труби сообщает, что шестимесячный зародыш перемещает своё тело в ритм речи матери. Основываясь на исчерпывающем обзоре научной литературы, Томатис заключил, что голос матери, не только служит эмоциональным питательным веществом для ребёнка, но также и готовит его к приобретению языковых навыков после рождения.
По этой причине Томатис предлагает использовать голос матери, чтобы повторно открыть процесс слушания. Голос пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые зародыш слышал в матке. По реакции детей и взрослых ясно, что использование голоса матери оказывает сильное воздействие: дети часто успокаиваются, как будто голос успокаивает их; они проявляют больше любви и привязанности, особенно к матери. Приёмные дети достигают лучшего контакта со своей приёмной матерью. Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий также на последующее развитие языковых навыков. В целом весь этот процесс представляет собой ничто иное, как попытку «перепрограммировать» различные стадии человеческого развития через символический опыт.
Поскольку Томатис использует голос матери как часть терапевтического процесса, некоторые люди неверно заключили, что ответственность за трудности ребёнка он перекладывает на мать. Это не отражает позицию Томатиса вообще. Использование голоса матери, представляет собой терапевтический инструмент, посредством которого создаётся или восстанавливается связь между матерью и ребёнком, который не развивался полноценно. Сотни исследований и экспериментов свидетельствуют о том, что эта связь изначальна – основа персональной безопасности и начало взаимодействия с миром.
Используя голос матери, Томатис стремиться привить ребёнку желание повторно соединиться с матерью и услышать её голос, как впервые. Этому «психологическому» подходу должна сопутствовать конкретная работа, цель которой, — построить заново систему восприятия. Обобщая всё выше изложенное, можно, сказать, что метод Томатиса предлагает чёткую систему для более гармоничного и совершенного развития.
Программа слушания
Обучение слушанию проводится с помощью использования звукового воздействия, которое генерируется при помощи специального электронного устройства. Чтобы изменить функцию слушания, интенсивное вмешательство требуется с самого начала. Первые 15 дней используется звуковая стимуляция, продолжительностью два часа в день. Последующие блоки проводятся с перерывом в один или два месяца.
Литература
Пьер Салье. Слуховая терапия А. Томатиса (фрагмент статьи)